Чем заняться с ребёнком от 1 до 2 лет. Упражнения и игры    

Чем заняться дома с детьми дошкольного возраста?

Содержание
  1.  Основные направления развития ребенка 1-2 года
  2. Развитие общей и мелкой моторики, сенсорное развитие
  3.  Рисование
  4. Лепка
  5.  Аппликации
  6.  Кинетический песок
  7. Сыпучие и жидкие материалы
  8. Сенсорные коробки
  9. Пальчиковые игры
  10. Прищепки, зажимы, пинцет
  11. Молнии, пуговицы, липучки
  12. Развитие логико-математического мышления
  13. Знакомство с окружающим миром
  14. Изучение свойств предметов
  15. Сортировка по форме, размеру, цвету, величине
  16. Пазлы, конструкторы, пирамидки
  17. Счет
  18. Направления движений
  19. Физическое развитие
  20. Прогулки
  21. Прыжки
  22. Занятия на спортивной площадке
  23. Мяч
  24. Имитация движения животных
  25. Ходьба на носочках, пяточках, упражнения на равновесие
  26. Упражнения на развитие устной речи
  27. Логопедическая гимнастика
  28. Чтение книг
  29. Карточки с различными изображениями
  30. Рожицы перед зеркалом
  31. Интонации и тембр голоса
  32. Музыкальное и творческое развитие
  33. Танцы
  34. Подражание звукам животных
  35. Песни и стихи
  36. Игра на музыкальных инструментах
  37. Развитие самообслуживания
  38. Умывание, мытье рук
  39. Самостоятельный прием пищи
  40. Одевание-раздевание
  41. Помощь в приготовлении еды, уборки
  42. Раскладывание игрушек
  43. Развитие внимания и памяти
  44. Поиск предметов по памяти
  45. Карточки на внимание
  46.  Общие рекомендации
  47. Похвала
  48. Не наказывать за то, что не получилось
  49. Занятия по способностям
  50. Распределение времени и желания ребенка
  51. Поделиться ссылкой:

О том, как важно развивать ребенка с самого раннего детства знает каждая мамочка и бабушка, однако что нужно для этого делать и как правильно подобрать и организовать развивающие занятия для детей от года до двух лет, знают немногие. Далее приведем нескольку советов от педиатров, психологов и логопедов, которые помогут вашему ребенку гармонично развиваться и физически и умственно.

 Основные направления развития ребенка 1-2 года

Развивающие занятия для детей 1-2 года должны быть направлены на:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • логопедические занятия, направленные на формирование правильной речи малыша;
  • тренировка эстетического восприятия окружающего мира;
  • закладка основ для интеллектуального развития.

Развивающие занятия для детей

В возрасте 1-2 года учатся базовым физическим навыкам, которыми будут пользоваться всю жизнь, а именно ходьба, бег, прыжки, хватание предметов и манипулирование ими, кидание, пространственная ориентация, умение различать предметы по основным характеристикам и многое другое. Однако наравне с активным формированием тела маленького человека, развивается и мозг, и очень важно задать ему правильное направление для роста. Какие занятия проводить с ребенком в 2 года дома, чтобы в ребенке развивалась физическая и интеллектуальная составляющая расскажем ниже.

Развитие общей и мелкой моторики, сенсорное развитие

Движения пальцев напрямую связаны с работой мозга, поэтому проводить дома занятия для развития мелкой моторики очень важно. Это направление состоит из нескольких видов деятельности, которые не только на время займут внимание малыша, но и будут способствовать его гармоничному росту.

 Рисование

Развитие ребенка

Все дети любят рисовать, и они отдаются этому занятию с большой охотой. Интересен именно процесс, но если результат будет хорошим, то ребенок получит еще и бесценную порцию удовлетворения, что повышает положительный психологический фон.

Поскольку координация движений у малышей еще не очень хорошая, перед тем как начать художественные развивающие игры для детей 1-2 года, лучше всего правильно оформить рабочее место – постелить на стол клеенку. На выбор можно предложить пальчиковые краски разных оттенков. Они экологичны, гипоаллергенны и безопасны. Малышу нужно помочь обмакнуть ручку или пальчики в краску, проводить по бумаге и закрашивать картинку. Обязательно нужно хвалить, даже если все получается не очень аккуратно.8

Лепка

Лепка дает деткам простор для развития фантазии и раскрытия творческого потенциала. Для этого подходит знакомый всем пластилин, однако для развивающих занятий с ребенком 2,5 года дома есть специальные виды, которые более мягкие и удобные для маленьких и несильных пальчиков. Кроме того, он не липнет к ладошкам. Есть наборы с готовыми формочками, или можно придумать с малышом свои собственные фигурки. Начинают с лепки маленьких шариков, колбасок, лепешек, затем их можно собирать в более сложные комбинации.Развивающие занятия для детей

 Аппликации

Поскольку возраст достаточно нежен, не стоит ожидать от ребенка сложных композиций. Это может быть хаотическое приклеивание бумажек разной формы и цветов. Попутно малыш обучается геометрическим формам и названиям цветов. Когда освоены эти навыки, можно склеить на развивающем занятии для детей 1-2 года кораблик, домик, цветок с несколькими лепестками.

 Кинетический песок

Играть в песочнице можно не только на улице, но и в домашних условиях и для этого нужен кинетический песок. Он безопасен и более гигиеничен, нежели уличный, так как не содержит вредных микроорганизмов и аллергенов. Из кинетического песка можно лепить всевозможные фигурки, строить сказочные замки, или просто делать пасочки. Деткам такие занятия очень нравятся и они занимаются с удовольствием.Развивающие занятия для детей

Сыпучие и жидкие материалы

Для ребенка очень важно получать много кинетических ощущений, и своими пальчиками трогать материалы разных фактур, форм. Также нужно изучить свойства жидкостей, разницу температур. Развивающие занятия для детей должны происходить под присмотром взрослого, поскольку детки все любят пробовать на вкус, могут запихнуть в нос или придумать более изощренные и опасные игры.

Для этого в миске, кастрюле, тазике, носочке насыпают рис, гречку, бобовые, песок, семена подсолнечника, пуговицы и многое другое. В них можно просто окунать ручки, перебирать и отделать друг от друга по разным емкостям. Если посыпать тонким слоем манку или муку на поднос, можно пальчиками нарисовать разные картинки. Это развивает мелкую моторику, координацию, усидчивость, внимание, воздействуя непосредственно на мозг.

Сенсорные коробки

Сенсорные коробки можно делать из подручных средств как коробки для обуви, пластиковые емкости, баночки. Для занятий для ребенка двух с половиной лет подходят небольшие игрушки, кубики, шарики, колечки, листья, шишки, камушки и прочее. В них можно окунать ручки, перебирать, сортировать, перекладывать в другие коробки. Чтобы работать с более мелкими сыпучими материалами, можно использовать ложки, совки, ситечки и прочее. Эти развивающие занятия для детей надолго займут малыша, так как они с увлечением играют.Развивающие занятия для детей

Пальчиковые игры

К пальчиковым играм относят небольшие инсценировки посредствам пальцев, которые сопровождаются веселыми стишками. Путем таких нехитрых манипуляций происходит массаж ручек и сенсорные воздействия, развивающие мелкую моторику. Эти занятия дома с ребенком 2 года жизни для развития речи – основа формирования речевых навыков, так как активизируются те центры мозга, которые отвечают за эти способности.

https://youtu.be/mhkC4I94Ek8

Прищепки, зажимы, пинцет

Многие мамы жалуются, что детки с большим удовольствием играют с предметами быта, нежели дорогущими игрушками. Поэтому иногда нецелесообразно тратить кучу денег на то, что ребенку не принесет удовольствие. Дайте ему пинцет или зажим и покажите, как с его помощью цеплять разные предметы и перемещать их в другое место. Простая прищепка может надолго занять сорванца и будет более полезной для тренировки ума, нежели мягкая игрушка, с которой удобно только спать.Развивающие занятия для детей

Молнии, пуговицы, липучки

Важно научить ребенка в самом нежном возрасте навыкам самообслуживания. Игры с пуговицами, молниями, липучками шнурками, не только воздействуют на мелкую моторику, но и учат малыша правильно пользоваться этими элементами одежды. Так ребенок становиться самостоятельным раньше, чем его сверстники.Развивающие занятия для детей

Интересно почитать: Как ухаживают за кожей корейские женщины?

Развитие логико-математического мышления

Логическое мышление у детей начинает формироваться довольно рано, и этот процесс довольно трудоемкий, сложный и продолжительный. Оно требует не только обладания какими-либо общими знаниями об окружающей среде, но и знаниями свойств конкретных предметов и явлений.

Знакомство с окружающим миром

Развивающие занятия для детей от 1 года до 2 лет для знакомства с богатством и разнообразием окружающего мира происходят вне дома, на каждодневной прогулке. Ребенок естественным образом наблюдает смену сезонов и изменения в природе, может наблюдать за поведением животных и насекомых. В это время происходит ознакомление с социальными нормами и требованиями поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми и детьми.Развивающие занятия для детей

Если семья едет на дачу, малыш может помогать в огороде, сажать и поливать цветочки, кормить птичек и домашних животных. Рекомендуется, чтобы у малыша был свой набор садового инвентаря, которым он будет работать: грабельки, лопаточка, ведерочко, лейка. Если есть возможность можно завести домашнего питомца (хомячок, попугай, морская свинка, кошка), за которым ребенок научится ухаживать.

Изучение свойств предметов

Занятия с ребенком до двух лет дома не требует каких-либо дорогостоящих игрушек. Чтобы ознакомиться со свойствами предметов, которые их окружают, с ними нужно взаимодействовать. Он учится закрывать и открывать коробочки, баночки, наполнять емкости разными предметами. В это время он соотносит объекты по размеру, форме, осваивает навыки орудия воздействия на другие предметы как сачок, ложка, карандаш, кубики, мяч.

Сортировка по форме, размеру, цвету, величине

Для начала развивающие занятия для детей от года до двух лет дома включают несколько одинаковых предметов по одному из критериев, и разные по другим (цвет, форма, размер). Так малыш учится определять свойства предмета. Позже, когда он освоит необходимые знания в одной игре можно использовать предметы с разными геометрическими формами, которые ребенок будет сортировать по одному из признаков: по цвету (рекомендуется не более трех одновременно) и размеру.

Пазлы, конструкторы, пирамидки

Классические игрушки пирамиды и конструкторы всегда способны надолго приковать интерес ребенка, развить память и внимательность. Развивающие игры для детей 1 года до 2 лет обязательно включают кубики. Малыши строят башенки, пирамиды, элементарные простые вещи (домик, цветок, мостик). Это развивают пространственное и логическое мышление.Развивающие занятия для детей

Производители выпускают большое количество пазлов с яркими и красочными изображениями героев любимых мультиков. Они могут быть в виде обычных пазлов из двух или четырех элементов или в виде кубиков, на гранях которых есть картинки.

Счет

Чтобы ребенок мог объяснить что он хочет, он должен уметь считать. Освоить счет до десяти просто – две ручки и стишок. Такие занятия с ребенком от года до двух лет могут происходить в разных условиях, как дома, так и на прогулке, в транспорте, в поликлинике и в других местах. Детки очень любят считать и с удовольствием перебирают и считают свои пальчики.

Направления движений

Нормальный здоровый ребенок всегда находится в движении. Нужно создать для них нормальные условия для того, чтобы они были физически активными не только на улице, но и в домашних условиях. Если малыш имеет более спокойный темперамент выбирают игры, которые гармонично будут сочетать физическую активность, но не будет утомлять ребенка: ходьба по бордюру, сбор цветов, шишек, утренняя зарядка с несложными упражнениями.

Во время этих развивающих занятий нужно проговорить, как называется движение, куда ребенок идет, с какой скорость, что он еще одновременно с данными действиями делает. Это не только расширяет кругозор и позволяет малышу более точно объяснить свои потребности, но и позволяет понимать, что говорят ему взрослые.

Физическое развитие

Физическая активность очень важна для развития детского тела, поскольку это позволяет правильно сформироваться скелету, мышечному каркасу и работе мозга, который координирует все направления активности организма, а именно:

  • укрепление сердца и легких;
  • развитие гибкости;
  • построение скелета;
  • предотвращение детского ожирения;
  • улучшение настроения и самочувствия.

Прогулки

Развитие ребенка

Развивающие игры для детей с 1 года до 2 лет обязательно происходят на свежем воздухе. В это время, кроме ознакомления с внешней средой, организм ребенка насыщается кислородом, который активизирует работу мозга. Прогулки должны проводится ежедневно при любой погоде, кроме сложных погодных условий, как предельно низкие температуры, обильные осадки, гололед, сильный ветер и прочее.

Прыжки

Дети любят бегать и прыгать, однако чтобы они возымели наибольший эффект можно придумать специальный комплекс упражнений. К примеру, можно перепрыгивать небольшие препятствия, прыгать с бордюров, вниз и вверх по ступенькам или просто прыгать как зайка или воробышек. Дома можно прыгать в кольца, круги. В продаже есть специальные коврики с разноцветными ячейками для прыжков.2

Занятия на спортивной площадке

В каждом дворе есть специально оборудованные безопасные детские площадки. Занятия с ребенком от года до двух включают подъем и спуск по горке, брусьям, лестнице, стене для скалолазания, качели, догонялки, футбол с мячом, турник. На площадке есть достаточно много снарядов, которые детки с удовольствием осваивают. Главное чтобы все происходило в игровой форме без принуждения со стороны взрослых. Можно придумать свою программу, однако дети – существа непостоянные и не любят порядок, поэтому лучше всего, чтобы они сами выбирали, чем и сколько хотят заниматься.

3

Мяч

Мяч – одна из любимых игрушек малышей. В продаже большое количество изделий разных размеров, цветов и материалов изготовления, поэтому ребенку будет легко выбрать тот, который ему нравится. Рекомендуется иметь отдельные мячи для игр на улице и дома, чтобы обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность игр.

Имитация движения животных

Малыши любят всяких зверушек и с удовольствием имитируют не только звуки, которые они издают, но и движения. Для развивающих занятий для детей 1-2 года, домашние животные анализируются, чтобы повторить их движения и характерные звуки. Можно показать, как ползет змея, подтягивается и моется кошечка, лает собачка, клюет зерна курочка и прочее и прочее. С представителями дикой фауны можно ознакомиться, просматривая специальные передачи, посещая зоологические сады и специальные фермы.

Ходьба на носочках, пяточках, упражнения на равновесие

Строение тела ребенка несколько иное, чем у взрослых, и центр тяжести расположен ниже. Поэтому нужно с ребенком делать упражнения на развитие координации движений и равновесия. Для этого подходит ходьба на цыпочках, пяточках, уточкой, по брусьям и прочее. Развивающие занятия не должны происходить из-под палки, а в игровой форме, таким образом ребенок будет делать все с удовольствием и эффект будет заметен уже довольно скоро.

Упражнения на развитие устной речи

Логопедические занятия с ребенком 2 года в домашних условиях необходимы, поскольку в этом возрасте детки начинают разговаривать и важно, чтобы они правильно произносили все звуки. Если на начальном этапе запустить этот период, возможно в будущем у ребенка будут проблемы с речью и придется обратиться к специалисту.

Логопедическая гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки, нужно играясь выполнять некоторые артикуляционные упражнения, такие как дуть в дудочку, через соломинку, надувать мыльные пузыри, дуть на бумажки или перышки, чтобы они летели. Кроме того, нужно тренировать язычок. Его можно прятать, двигать из стороны в сторону, облизывать губки, надувать щечки как шарик, прятать язык за зубками, рычать как собака, цокать как лошадка и просто всячески кривляться. Такие логопедические занятия с ребенком двух лет, как правило, очень нравятся малышам и доставляют удовольствие и взрослым.

Чтение книг

Развивающие занятия для детей от 1 года до 2 лет могут включать чтение книг для самых маленьких. Книжки сделаны их плотной износостойкой бумаги с яркими картинками с изображением объектов окружающего мира, животными, людьми. Ребенок узнает новые объекты их характеристики, которые нужно  знать малышам.

4

Книги могут содержать только картинки или сопровождаться несложными пояснительными текстами, сказками или стихами. Есть книжки для развивающих занятий, в которых можно что-то клеить, рисовать, вырезать.

Карточки с различными изображениями

Можно дома распечатать для развития ребенка изображения с животными, предметами, одеждой, явлениями и наклеить их на карточки. Игра в карточки является интерактивной. Сначала мама рассказывает, что изображено, а потом просит ребенка выбрать и дать нужную карточку. Это способствует развитию речи, внимания, памяти и логике.

Рожицы перед зеркалом

Детки любят корчить рожицы, однако, то, что для них баловство, с точки зрения развития – отличные логопедические занятия. Это способствует формированию правильной артикуляции, развитию речи, правильной дикции.

Интонации и тембр голоса

Для ребенка очень важна эмоциональная составляющая и соблюдение интонационных правил общения. В возрасте 1-2 года все чувства, в основном, непроизвольно передаются интонацией, а именно темп речи, тембр голоса, паузы, ударения. Некоторые из них могут полностью изменить значение слова или предложения, поэтому ребенка нужно учить правильно реагировать на эмоциональный окрас слов.

Музыкальное и творческое развитие

Доказана связь музыки и развития мозга, поэтому деткам с самого раннего возраста рекомендуется проводить развивающие занятия для детей 1-2 года с музыкальными инструментами.Развитие ребенка

Танцы

В 2 года еще рано записывать ребенка в танцевальную секцию, однако подурачиться дома под разную веселую музыку – то, что доктор прописал. Кроме того, что такие активные танцы способствуют физическому развитию, они скрепляют отношения детей и взрослых, делая их более эмоционально развитыми и доверительными.

Подражание звукам животных

В первые годы жизни животные ассоциируются с теми звуками, которые они издают. Подражание звукам является важным этапом познавания окружающей среды, и чем богаче звуковой арсенал, тем проще устанавливаются связи между ребенком и другими живыми существами развивается творческий потенциал.

Песни и стихи

Мамы с малышами должны слушать песенки для раннего возраста. Как правило, мотив довольно простой, но он активизирует соответствующую зону мозга. Зависимо от медленного или быстрого ритма, ребенок должен научиться адекватно эмоционально реагировать, а для этого взрослые должны рассказать и показать как себя правильно вести.

Стихи в этом возрасте позволяют развить не только речь и формирование богатого словарного запаса, но и память, что очень важно для гармоничного развития интеллектуальных способностей.

Игра на музыкальных инструментах

Музыкальные развивающие занятия для детей от 1 года связаны с использованием тех инструментов, из которых легко извлекать звук. К таковым относят барабаны, бубны, маракасы, дудочки, ксилофон и прочее. Это развивает творческое начало и чувство ритма.5

Развитие самообслуживания

Ребенок должен получить базовые навыки самообслуживания, как можно раньше. Таким образом, он становится самостоятельным и может ухаживать за собой без посторонней помощи в садике, в гостях, на улице.

Умывание, мытье рук

В первую очередь детки осваивают санитарно-гигиенические навыки, такие как утренняя чистка зубов, умывание и мытье рук перед едой, после прогулок или взаимодействия с животными. Развивающие игры для детей от года до 2 лет, связанные с гигиеной должны проходить в легкой форме, что малыш с удовольствие принимал любые процедуры омовения.6

Самостоятельный прием пищи

К двум годам детки должны питаться без посторонней помощи. Нужно научить малыша правильно держать ложку и вилку, чтобы он себе не нанес травмы. Для этого возраста рекомендуется, чтобы ребенок имел свою посуду по возрасту, а не пользоваться приборами для взрослых.

Одевание-раздевание

10Несмотря на то, что взрослые всегда спешат, а детки одеваются крайне медленно, нужно позволить им делать все самому. Конечно, в таком возрасте дети физически не могут справиться со всеми предметами одежды, особенно в холодный сезон, однако они вполне могут справиться с большей частью гардероба без посторонней помощи.

Помощь в приготовлении еды, уборки

Чтобы ребенок вырос в сознательного и трудолюбивого взрослого, его нужно обучать труду с детства. С одного годика ребенок может помочь отнести грязную одежду в корзину, с мамой загружать стиральную машину, подавать прищепки, принести ложечку, помесить тесто и выполнить другие несложные задачи по дому.11

Раскладывание игрушек

Ребенок должен сам собирать и раскладывать свои игрушки. Если не научить его делать это с самого нежного возраста, то никогда этого не будет делать. Сначала, он помогает взрослому ставить на место игрушки, потом взрослый ему помогает, чтобы в результате малыш постепенно научился сам делать все от начала до конца.

Развитие внимания и памяти

Развитие внимания и памяти в раннем возрасте требует соблюдения некоторых правил, так как мозг еще не способен одновременно сконцентрироваться на большом количестве предметов и решении разных задач.

Поиск предметов по памяти

Самым простым способом развития памяти – это поиск предметов. Малышу показывается игрушка, а потом прячется среди других аналогичных, а ребенок должен отыскать именно ее. Искомый предмет может отличаться формой, цветом, узором или другими элементами.

Карточки на внимание

Ребенку показывается карточка с определенной картинкой, а он должен ее указать из других. Также чтобы развить внимание можно использовать игру «Повтори узор», когда ему показывают карточку с несложным геометрическим узором, а он воспроизводит его на бумаге.7

 Общие рекомендации

Все развивающие занятия могут дать хороший результат, если кроме нацеленности на достижение цели, к родителям придет осмысленность того факта, что в первую очередь ребенок должен чувствовать себя комфортно и насладиться своим детством.

Похвала

Важно поощрять малыша за процесс, желание что-то делать, а не за результат. Если его будут хвалить, ребенок всегда будет стараться делать еще лучше, таким образом, мотивируя себя на достижение лучшего результата.

Не наказывать за то, что не получилось

В годик-два у ребенка координация движений не развита. Малыш часто падает, ударяется, проливает, пачкает, роняет и случаются прочие неприятности. Это нужно понять и принять, и не реагировать бурно на такие естественные события. Все поправимо, кроме психологической программы ответа на неудачи со стороны взрослых, которая обуславливает, насколько комфортно выросший ребенок будет чувствовать себя в разных ситуациях.

Занятия по способностям

У каждого возраста свои возможности и не нужно ожидать, что если проводишь с ребенком развивающие занятия, то к пяти годам он сможет решать задачи вышей математики. У каждого человека свой путь и продолжительность интеллектуального и физиологического формирования. Поэтому не нужно ставить перед маленьким человеком непосильных задач.

Распределение времени и желания ребенка

Хоть развивающие занятия происходят в игровой форме – это все-таки занятия. Иногда ребенок не хочет делать те или иные действия. Не надо настаивать, делайте вместе то, что интересно ему, потом он сделает то, что интересно вам. У малыша всегда должно быть время, чтобы заниматься интересными ему делами, даже если вам кажется, что они неуместны. У каждого свой путь развития, свое внутреннее Я, которое должно гармонично формироваться. Ребенок имеет право на детство со всеми шалостями и глупостями, специфичными для этого периода.

Если расписать занятия с ребенком 2 года дома по дням недели, то можно организовать развивающие занятия таким образом, чтобы малыш развивался гармонично интеллектуально и физически.

Поделиться ссылкой:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
WomanAsks
Комментарии: 2
  1. Алина

    Это теперь самое превосходнейшее, собственно что сегодня можно было раздобыть по этой теме. Покорнейше благодарю

  2. Анжелика

    Ваша публикация оказала на мой внутренний мир сильное впечатленьице. Поделюсь наверняка с товарищами

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: